Амьенский собор (фр. Cathedrale Notre-Dame d'Amiens) — самый большой из французских соборов по своему объему (200 000 м?). Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами архитектурных сооружений в стиле классической готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода- 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
       Строительные работы по возведению собора начались в 1220 году. Около 1236 г. был закончен неф, а в 1243 г. – башни фасада. Только в 1528 г. был установлен шпиц, возвышающийся над собором. Верхушка шпица находится на высоте 112,7 м над землей.
       В строительстве собора принимали участие следующие архитекторы: Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и, наконец, его сын Рено де Кормон.

Размеры
Высота снаружи: 145 м
Высота изнутри: 133,5 м
Ширина нефа: 14,6 м
Ширина бокового нефа: 8,65 м
Длина трансепта: 70 м
Высота свода: 42,3 м
Высота шпица: 112,7 м
Площадь: 7 700 м?
Внутренний объем: 200 000 м?
       Ахенский собор (нем. Aachener Dom или Aachener Munster) – собор города Ахена, объект мирового культурного наследия ЮНЕСКО с 1978 года. Представляет собой архитектурный комплекс, совмещающий стили разных периодов строения христианских соборов, во главе с дворцовой капеллой («Pfalzkapelle») Карла Великого — постройкой в форме восьмиугольника высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров. Прототипами собора были восточноримские церкви, но Ахенский собор не является их копией.
       Строительство собора начал около 800-го года Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии) для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно).
       Дворцовая императорская капелла (Pfalzkapelle) построенная около 796 по инициативе Карла Великого Одоном Мецским в византийском стиле является ядром собора. Она имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме же представляюет собой восьмигранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа. Купол поддерживается 8 столбами; 8 арок верхнего обхода опираются на двойные колонны. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353—1414. Большинство капелл, окружающих восьмиугольник, в готическом стиле.
       В середине его лежит камень с надписью «Carolo Magno». Однако не под ним находится гроб Карла Великого, который в 1000 был раскрыт по повелению императора Оттона III. По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048, император был найден прекрасно сохранившимся, в белом императорском облачении, сидящим в кресле с короной на голове и скипетром в руках. В 1165 при канонизации Карла Великого император Фридрих I Барбаросса велел снова раскрыть императорскую могилу. По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II в 1215 переложил их опять в другой драгоценный гроб художественной работы. В этом последнем гробу, стоявшем на алтаре хора, останки императора покоились до конца XVIII века, после чего были перенесены в ризницу. (Ср. Канцелер, «Der die Gebeine Karls des Grossen enthaltende Behalter», Aaxен, 1859). Найденные в гробу знаки императорского достоинства были перенесены в 1798 в Вену. Белый мраморный стул, на котором будто бы император был найден сидящим, позже был обложен золотом и до 1531 служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей. Теперь он стоит на вершине восьмиугольника.
       Фридрих I украсил храм великолепным канделябром, висящим над камнем с надписью. Кроме Карла Великого, в соборе погребён и Оттон III. Сохраняющиеся в ризнице вместе с останками Карла Великого реликвии состоят из исподнего платья Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все эти реликвии, привезённые с Востока при Карле Великом, в XIX веке показывались каждые 7 лет (например, в 1881, 1888) с 10 по 24 июля. Кроме того, в ризнице хранятся многие так называемые малые реликвии и сосуды искусной работы.
       Старое строение в течение времени было сильно обезображено различными переделками; особенно пострадала мозаика, украшавшая некогда своды купола и от которой к началу XX века сохранились лишь мелкие остатки. В конце XIX века основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» («Karlsverein») поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны; ему это уже значительно удалось благодаря сильной материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Восьмиугольники были снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые в 1794 году похищены французами и снова возвращены ими по Парижскому миру. Четырнадцать статуй внутри хора воздвигли опять во всём прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 году. При входе на хоры, у того места, где некогда высился алтарь, перед которым в промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 год) и Фердинандом I (1531 год) были помазаны 35 германских королей и 14 королев, 18 ноября 1873 года был освящён новый алтарь.
       За свою более чем тысячелетнюю историю собор постоянно достраивался, частично разрушался, и реставрировался. С ним связаны легенды, в частности сага о том, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По этой легенде, горожане обхитрили дьявола, запустив первым волка, и жадный дьявол сразу вцепился в жертву, только потом заметив подвох.
Стол с наклонной поверхностью (Adlerpult)

Ахенский собор около 1900 года

       Палаццо Барбаро (итал. Palazzo Barbaro) — два примыкающих друг к другу дворца в Венеции на Гранд-канале в районе Сан-Марко. Располагаются рядом с палаццо Кавалли-Франкетти.
       Были построены для семейства Барбаро. Первый из двух дворцов был построен в готическом стиле в 1425 году, архитектор Джованни Бон. Второй, в стиле барокко был спроектирован в 1694 году архитектором Антонио Гаспари.
       В конце XIX - начале XX веков в старый палаццо приезжало много известных личностей. Среди гостей семьи американских миллионеров Кертисов из Бостона были Роберт Браунинг, Клод Моне, Джон Сингер Саржент, Джеймс Уистлер. А писатель Генри Джеймс написал в этом доме свое произведение «Бумаги Асперна».


Палаццо Барбаро с правой стороны изображения.
       Белемская башня (порт. Torre de Belem, что значит «Вифлеем») — укреплённое сооружение (форт) на острове в реке Тежу в одноимённом районе Лиссабона. Построено в 1515—1521 годах в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию и служило поочерёдно городской крепостцой, пороховым складом, казематом и таможней.
       Четырёхэтажное сооружение высотой 35 метров признано чистейшим образцом характерного для Португалии позднеготического («мануэлинского») стиля. В XIX веке памятник стал объектом интереса и гордости португальских романтиков, была произведена капитальная реставрация. В 1983 году башня и близлежащий монастырь иеронимитов были объявлены ЮНЕСКО памятниками Всемирного наследия.


       Берлинский кафедральный собор (нем. Berliner Dom) — самая большая протестантская церковь Германии. Расположен на Музейном острове Берлина.
       Собор строился с 1894 по 1905 год по проекту Юлиуса Рашдорфа (нем. Julius Raschdorff) в качестве главной церкви прусских протестантов и как придворная церковь правящей династии Гогенцоллернов. Собор выполнен в готическом стиле. Изначально богато украшенное здание из силезского гранита достигало вместе с куполом высоты 114 метров. После Второй мировой войны, была проведена реконструкция серьёзно пострадавшего собора, и теперь он имеет более скромную высоту в 98 метров. На торжественном открытии 6 июня 1993 г. собор сразил своим пышным внутренним убранством, которое скорее напоминало убранство католической церкви. Для посетителей открыт также склеп династии Гогенцоллернов, где представлены 70 из 89 сохранившихся захоронений; среди них — роскошный саркофаг Великого Курфюрста и его жены Доротеи.
       Перед собором разбит парк Люстгартен (нем. Lustgarten), который на протяжении столетий постоянно менял свой облик. Современный облик парк приобрёл 24 сентября 1999 г., открывшись после реконструкции. Сейчас Люстгартен представляет собой зеленую лужайку с газоном, как и задумывал когда-то Карл Фридрих Шинкель, в центре которой находится фонтан.
       Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, почти всегда называемая Вестминстерское аббатство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. Строилась с перерывами с 1245 по 1745.
       Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии.
       Со своими одинаковыми квадратными башнями и роскошными арками это древнее английское аббатство в готическом стиле является одним из величайших примеров церковной архитектуры. Но для англичан оно является гораздо большим: это святилище нации, символ всего, за что боролись и борются британцы, и здесь находится то место, где была коронована большая часть правителей страны, многие из которых похоронены здесь же.
       Почти каждая известная историческая фигура связана с Вестминстерским Аббатством. Эдуард Исповедник основал Бенектинское аббатство в 1065 году на этом месте, с видом на площадь Парламента. Предположительно, первым английским королём, который короновался здесь, был Гарольд, в январе 1066 года. Разгромивший его в битве при Гастингсе Вильгельм Завоеватель короновался здесь в том же году, и первая запись в аббатстве засвидетельствовала это. Традиции коронования сохранились до наших времён. Ранне-английская готическая структура здания аббатства в большей степени обязана Генриху III, чем каким-либо другим правителям, хотя многие архитекторы, включая Рена, сделали свой вклад в облик аббатства.
       В Уголке Поэтов покоится прах Чосера, Сэмюэля Джонсона, Теннисона, Браунинга, Диккенса и многих других знаменитых писателей и поэтов. Рядом с ними погребен прославленный актер Дейвид Гаррик. Здесь похоронен даже американец — Генри Водсворт Лонгфелло. Кроме этого, в Уголке Поэтов находится множество памятников: Милтону, Китсу, Шелли, Генри Джеймсу, Т. С. Элиоту, Джорджу Элиоту и другим. Наиболее художественным является бюст Уильяма Блейка работы сэра Джейкоба Эпштейна. Среди поздних мемориальных досок можно найти таблички, посвящённые поэту Дилану Томасу и Лорду Лоренсу Оливье.
       Палаццо Кавалли-Франкетти (итал. Palazzo Cavalli Franchetti) — дворец в Венеции, в районе Сан-Марко, на Гранд-канале, рядом с мостом Академии.
       Был построен в XV веке архитекторами К. Бойто, Дж. Манетти. Дворец был реконструирован, фактически полностью перестроен, в 1871—1882 с сохране­нием форм поздней готики.


       Карлштейн (Karlstejn; он же Карлув Тын) — готический замок императора Карла IV на 72-метровой известковой скале над речкой Бероунка, в 28 км юго-западнее Праги, в пределах Чехии.
       Заложен в 1348 году как летняя резиденция Карла IV, а также сокровищница императорских регалий и святых реликвий, собирательство которых было страстью этого монарха. Строился под личным надзором императора в самые сжатые сроки по проекту француза Матвея Аррасского. Уже в 1355 году, за два года до окончания строительства, император Карл заселился в свою новую резиденцию.
       Помимо эффектных ложных донжонов в северофранцузском стиле, в состав Карлштейнского ансамбля входит несколько шедевров культового зодчества XIV века — церковь Девы Марии с росписями; Екатерининская капелла с полихромным готическим витражом и драгоценной облицовкой из яшмы, агата и сердолика; и законченная к 1365 г. Крестовая капелла с изображениями пророков и святых кисти готического мастера Теодорика — императорский ответ на Сент-Шапель в Париже.
       
       Во время гуситских волнений в замок была перевезена корона святого Вацлава, которая вернулась в Пражский Град только в 1619 г. В XVI веке в замке были отведены помещения для хранения важнейших документов императорского архива. В конце XVI века дворцовые покои были переоборудованы в ренессансном духе, однако после 1625 г. начался упадок, связанный с именем императрицы Элеоноры (жена Фердинанда II), которая отдала Карлштейн в залог, что привело к его переходу в частные руки. После разорения шведами в 1646 г. замок был заброшен на долгие годы.
       Первым заботу о восстановлении Карлштейна проявил император Франц I (тогда в стене замка был обнаружен клад драгоценностей XIV века), а нынешний свой облик Карлштейн приобрёл после весьма вольной реставрации, предпринятой в 1887-99 гг. Некоторые специалисты утверждают, что Карл IV не узнал бы свой замок после «восстановительных работ» с использованием портлендского цемента; по этой причине ЮНЕСКО не спешит признавать его объектом Всемирного наследия. Впрочем, такие тонкости, видимо, мало волнуют туристов, по числу которых Карлштейн занимает второе место в Чехии после Праги.
       Королевский суд Лондона (англ. Royal Courts of Justice, букв. «королевский судный двор») — монументальный комплекс неоготических зданий на улице Стрэнд в центре Лондона, в котором размещаются апелляционный и верховный суды Англии и Уэльса. Возведён в 1873-82 гг. по проекту бывшего адвоката Джоржда Эдмунда Стрита и находится под государственной охраной как яркий пример викторианской архитектуры.


1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12 13
Готическая архитектура


Hosted by uCoz